Кощей Бессмертный увозит Василису Кирбитьевну в волшебной колеснице под светом луны
Posted in Статьи Этнография фольклора

Кощей Бессмертный и его сказочная родословная. Послесловие к циклу «Где фольклорные мотивы «зимуют»

При сравнении фольклорных мотивов их нельзя классифицировать иначе, чем по принципу топологической эквивалентности. Например, в одной сказке герою, чтобы выбраться наверх, предлагается ухватиться не за…

Читать далее...
Posted in Статьи Этнография фольклора

Где фольклорные мотивы «зимуют»? (окончание)

Как показывают две предыдущие части[1], метод выделения фольклорных мотивов в работах д.и.н. Ю.Е.Березкина подменяется применением археологической интуиции. Да и откуда у археолога д.и.н. Ю.Е.Березкина могло…

Читать далее...
Posted in Статьи Этнография фольклора

Где фольклорные мотивы «зимуют»? (продолжение)

Продолжим [1] разбор сказок ираноязычных народов под индексом ATU301, памятуя о четырех оставшихся мотивах по списку д.и.н. Ю.Е.Березкина. Речь пойдет о мотивах одной персидской и…

Читать далее...
Posted in Статьи Этнография фольклора

Где фольклорные мотивы «зимуют»?

  Как показывает практика, умение складывать слова на манер школьных сочинений на заданную тему не отменяет необходимости знания предмета исследования (фольклора) и законов логики[1]. Мотивы…

Читать далее...
Posted in Статьи Этнография фольклора

СКАЗКА – ПОВЕРЬЕ – АНТИСКАЗКА II

  Для проверки выводов, сделанных на предыдущем этапе исследования[1] проведем еще одно сравнение, сопоставив текст «Царевич и его жена сорокалетняя змея» с текстом «Яд шулмусихи…

Читать далее...
Posted in Статьи Этнография фольклора

СКАЗКА – ПОВЕРЬЕ – АНТИСКАЗКА I

  В статье независимого исследователя А.И.Бер-Глинки ставится вопрос о происхождении сюжета «The King and the Lamia» (ATU411), который сам автор относит к «наименее изученным сюжетам…

Читать далее...
Posted in Статьи Этнография фольклора

Предок из Уламба. Территория мифа

Трудно быть фольклористом. Трудно, если вы не находите нужным пользоваться первоисточниками или принимаете за них что-то, возможно, очень похожее на них. И, конечно, труднее всего…

Читать далее...
Красная Шапочка, стоит на белом фоне, олицетворяя невинность и храбрость в классической сказке.
Posted in Статьи Этнография фольклора

Мотифемный анализ сказки «Красная Шапочка». Историческая морфология сказки – 3.2

В продолжение темы «правильности-неправильности»[1] сказки «Красная Шапочка» Шарля Перро вернемся еще раз к сравнению со сказкой «Красная Шапочка» братьев Гримм. В существующих публикациях дело ограничивается…

Читать далее...
Профиль девушки в традиционном головном уборе с технологическими элементами, соединяющий древние традиции и современность.
Posted in Статьи Этнография фольклора

«Неправильная» Красная Шапочка. Историческая морфология сказки — 3.1

Многие старые печатные издания, как и современные публикации в интернете, отличаются о сказки «Красная Шапочка» в изложении Шарля Перро именно тем, что в них есть…

Читать далее...
Posted in Статьи Этнография фольклора

Этнография PRO ET CONTRA литературоведение. Историческая морфология сказки — 3

  Для того, чтобы более уверенно двигаться дальше в область исторической морфологии сказки[1], необходимо сделать небольшой экскурс в прошлое, кратко рассмотрев вопрос о весьма непростых…

Читать далее...