Рубрика: Статьи
Подборка научных статей по этнографии и фольклористике, охватывающая редкие направления исследований.
Оборачивание мифа сказкой. Историческая морфология сказки – 2
В предыдущей статье на тему исторической морфологии[1], когда рассматривались особенности строения кумулятивных сказок, нами было упущено из виду то обстоятельство, что в своей более…
Кумулятивные сказки. Историческая морфология сказки – 1
[Основные положения статьи изложены в докладе «Принцип кумуляции в построении сказок. Статика и динамика». Радловские чтения, МАЭ РАН. 2.03.2020.] Морфология фольклора не является чем-то исторически…
Параллельная фольклористика против непараллельной. Миф, обряд или кунстнаука?
[Предварительное замечание. Научное (общезначимое) предложение – это предложение, которое является решением научной задачи. Философская истина гласит: результат без его становления есть ничто. Например, вопрос…
Французская сказка Синяя шапочка. Раз мотифема, два мотифема…
Однажды в поисках возможного аналога неизвестного источника сказки Шарля Перро «Красная шапочка» в одном из старых сборников я наткнулся на сказку «Синяя шапочка», которая…
Китайская сказка Жених-змей. Морфология и поэтика
(Текст одноименного доклада на ежегодной конференции «Кюнеровские чтения». 27.01.2020, МАЭ (Кунсткамера) РАН) В предисловии к сборнику «Китайские народные сказки» (1972) Б.Л.Рифтин упоминает, что китайские фольклористы…
Морфология богатырской сказки VI. Где третья мотифема?
В этот раз мы сосредоточим внимание на сюжете «Спящая красавица», взяв за образец сказку братьев Гримм «Шиповничек» (Гримм 50). Причем здесь богатырские сказки, скажете…
Морфология богатырской сказки V. Мотифемная зависимость
Для того, чтобы доказать тезис о том, что сказка «Храбрый портняжка» (Гримм 20) является богатырской сказкой, её удобнее спроецировать сразу на две сказки –…
Морфология богатырской сказки IV. Мотифемное деление, сюжетные схемы и сюжетные линии
Если мотивы, т.е. элементы сказки, проецируемые на определенные мотифемы, рассматривать как вершины графа (сюжетная схема), сюжетная линия выступает в роли маршрута этого графа, т.е….
Морфология богатырской сказки III. Мотифемная размерность
Разбирая богатырские сказки, невозможно пропустить сказку «Никита Кожемяка» (Аф. 148). По внешнему виду, т.е. по характеру главного героя, обладающего исполинской силой, по форме мотивов…
Морфология богатырской сказки II. Окрас мотифем (мотивов) как вершин графа
Под влиянием окружающих волшебных сказок былинная структура обрастает несвойственными ей изначально мотивами, в частности появляются мотивы, которые сказочник заставляет выполнять роль мотивов, обычно заполняющих…