Рубрика: Статьи
Морфология богатырской сказки V. Мотифемная зависимость
Для того, чтобы доказать тезис о том, что сказка «Храбрый портняжка» (Гримм 20) является богатырской сказкой, её удобнее спроецировать сразу на две сказки –…
Морфология богатырской сказки IV. Мотифемное деление, сюжетные схемы и сюжетные линии
Если мотивы, т.е. элементы сказки, проецируемые на определенные мотифемы, рассматривать как вершины графа (сюжетная схема), сюжетная линия выступает в роли маршрута этого графа, т.е….
Морфология богатырской сказки III. Мотифемная размерность
Разбирая богатырские сказки, невозможно пропустить сказку «Никита Кожемяка» (Аф. 148). По внешнему виду, т.е. по характеру главного героя, обладающего исполинской силой, по форме мотивов…
Морфология богатырской сказки II. Окрас мотифем (мотивов) как вершин графа
Под влиянием окружающих волшебных сказок былинная структура обрастает несвойственными ей изначально мотивами, в частности появляются мотивы, которые сказочник заставляет выполнять роль мотивов, обычно заполняющих…
Морфология богатырской сказки I. Мотив, мотифема, ход
Классификацию Проппа удается привести к непротиворечивому виду, если предложить деление волшебных сказок на: 1) сказки с Б – П, 2) сказки с З…
Метод трех мотифем и классификация волшебных сказок
В настоящей статье мы в общих чертах изучим вопрос о принципах классификации сказочных сюжетов. Отправной точкой для нас служит «Морфология сказки» В.Я.Проппа. Как уже…
Еще раз о понятии основного вида сказок как термине теории сказки В.Я.Проппа
На этом же сайте, в статье «Что такое основной вид сказок, или Как отличить сюжет от варианта?» (30.10.2019), говорилось, что в следующей статье…
Что такое основной вид сказок, или Как отличить сюжет от варианта?
В книге «Морфология сказки» Проппом наряду с прочими ставится проблема отсутствия твердых критериев при отделении одного сюжета от другого, а, по сути, понятия…
О происхождении волшебной сказки. Сказки полные и неполные
Настоящая статья написана в рамках серии комментариев к переводу традиционных повествовательных текстов коренных народов Центральной Австралии, собранных немецким миссионером Карлом Штреловым и опубликованных в…
У истоков композиции волшебной сказки. Фольклорные мотивы и форма их бытования в досказочную эпоху
Сравнительный анализ австралийского мифа «Злой человек и его собака» (язык лоритья) и русской сказки «Волк и коза» (в западной традиции, «Волк и семеро козлят») показывает,…