Введем понятие кунстнауки, пока без точного определения. В первом приближении кунстнауку можно представить как кабинет редкостей, или кунсткамеру, где в качестве экспонатов выступают не вещи, а концепции (интерпретации) как научные, так и ненаучные, общий признак которых – курьезность с любой точки зрения. Более удобного места, чем интернет, для размещения таких коллекций, и придумать нельзя.
Мы имеем счастье жить в эпоху, когда, как мечтал один из персонажей фильма «Берегись автомобиля», народные театры вытеснили – наконец! – театр профессиональный. К шлифовальному станку, правда, никто так и не встал, но гранты получают регулярно. В настоящее время в это движение оказались вовлеченными не только деятели театра, но и деятели науки. И верно: куда же им еще деваться?
Все видят или чувствуют, что современная наука, особенно гуманитарная, пробивает одно дно за другим. Единственным ориентиром, по которому еще как-то можно определить, где мы находимся, в сфере научной деятельности или уже за ее пределами, остается должность и ученая степень. Все было бы хорошо – для людей, которые носят звание ученого, – если бы не интернет. Интернет-ученые обвиняют просто ученых (ученых-ученых) в натягивании совы на глобус, а те, в свою очередь, навешивают на своих оппонентов ярлыки «антинаука», «псевдонаука», «квазинаука» и пр.
Если обратиться к нашим пенатам, так называемым историческим наукам, мы узнаем такое редкое слово, как «фольк-хистори». Из чистого любопытства заглянем в Википедию: «Фолк-хистори, или фольк-хистори (также фолк-история, псевдоистория, параистория, антиистория, лжеистория, поп-история, история для народа, масс-история, самодеятельная история и др.) — обобщённое название совокупности претендующих на научность, но не являющихся научными литературно-публицистических трудов и идейно-теоретических концепций на исторические темы, созданных, в основном, непрофессионалами с позиций негационизма». Вроде бы все яснее ясного: многократно судимая. Ну вы помните. «Ларичева Маня… она же Анна Федоренко, она же Элла Кацнельбоген, она же Людмила Огуренкова, она же… Изольда Меньшова, она же Валентина Панеяд» (братьям Вайнерам явно не давала покоя слава Ильфа и Петрова).