Шаманизм. Прокрустово ложе краткого очерка

Вопрос: представляет ли собой шаманизм особую религию или совокупность «верований и обрядов», связанных с существованием людей, обладающих особым даром? Более очевидной кажется конкретная версия, основанная не на абстрактном понятии религии, а на эмпирических фактах отклоняющегося от нормы поведения. Все сводится к экстатическим состояниям, так называемой «шаманской болезни». Отсюда возникает теория, объясняющая шаманизм «подбором людей, наиболее нервно неустойчивых» (В.Г.Богораз) или просто «нервнобольных людей» (Д.К.Зеленин). Самую крайнюю точку зрения отражает утверждение о культе сумасшествия в шаманизме (Г.В.Ксенофонтов). Действительно, эпилептические припадки нередко считались признаком избранности, однако в общей массе практикующие шаманы «впечатления ненормальных не производили» (Л.П.Потапов).

Огромное, может быть, даже чрезмерное, влияние, на исследования по шаманизму оказала работа М.Элиаде, представляющая собой энциклопедическое собрание эмпирических фактов с их подробной классификацией. Элиаде отмечает установившуюся с начала XX в. синонимию терминов «шаман», «знахарь», «колдун» или «маг», обозначающих людей, наделенных особыми духовными способностями. Он предлагает ограничиться употреблением вокабулы «шаман» («шаманизм»), поскольку она подразумевает функции знахаря и мага, «целителя» и «факира» (17). Шаман может быть также жрецом, мистиком и поэтом, но важнее всего то, что он является психопомпом. (Термин «психопомп» наряду с «техникой экстаза» стал визитной карточкой М.Элиаде и, в сущности, является его единственным вкладом в исследования по шаманизму, о котором можно говорить как таковом. – ПБ.)

Скачать