Интуитивно довольно легко представить себе связь первобытных сказок с обрядом инициации, с одной стороны, и связь волшебных сказок со свадебным обрядом – с другой. Однако пространственные перемещения протагониста свадебного обряда так же, как пространственные перемещения протагониста обряда инициации, дают развитие действия только через двухчастную структуру, тогда как для классической волшебной сказки характерна строго трехчастная структура. Поэтому момент рождения волшебной сказки пока можно объяснить наложением (умножением) первобытной сказки на так называемый брачный миф, особенностью которого при возможности трехчастного деления является наличие только одного персонажа, кроме протагониста, а именно искомого персонажа.
Наибольшее сходство брачный миф обнаруживает со сказками о чудесном супруге, мужскими или женскими. Такого рода нарративы методологически оправдано искать в традиционной культуре так называемых стратифицированных обществ. В связи с этим составляются сравнительные таблицы, показывающие разительное сходство брачных мифов с европейскими сказками о чудесных супругах с их мотивом расколдовывания искомого персонажа (чем-то вроде определителя сказочной матрицы) и его морфологическими эквивалентами.
[Презентация доклада на Ученом совете МАЭ (Кунсткамера) РАН, 23.01.2023]
Скачать