Вероятно, нетрудно заметить, что для сайта «Этнографические рукописи» тема фольклора является ведущей. Именно с этой целью нами была выделена хорошо забытая область этнографии – этнография фольклора. Самого названия этой субдисциплины этнографии раньше не существовало, но до начала прошлого века собиратели и исследователи фольклора называли себя этнографами.
Появление раздела «Что такое этнография» объясняется тем, что без определения понятия этнографии и знания многих отраслей этнографии, даже таких, казалось бы, далеких от фольклора как теория этноса (этнос – не предмет, а объект исследования), классификационные системы родства, традиционные обряды, этнографические источники и музейные коллекции или история этнографии зачастую невозможно правильно сформулировать задачи в области изучения фольклора. При этом этнология и антропология, если они хотят быть науками, выступают в роли синонимов этнографии.
Так, определяя этнографию как науку о явлениях традиционной (бесписьменной) культуры, мы тем самым естественным образом включаем фольклор в предметную область этнографии. С этой точки зрения, фольклорные записи – это этнографические источники, поскольку в отличие от истории и литературоведения (истории литературы) этнография имеет право сама создавать свои источники. Это основной способ создания источниковедческой базы этнографии, хотя она может использовать историю и литературу как вспомогательные дисциплины. В частности, авторы примечаний к сборникам сказок особенно любят перечислять древние и средневековые литературные памятники, основанные на тех или иных сказочных сюжетах.
Напротив, непосредственное возведение волшебно-сказочных образов к обрядам, если действительно понимать, как эти обряды устроены и как они соотносятся с мифами, становится невозможным с точки зрения истинного положения дел.
Примечательно, что Пропп во всех своих работах выступал как этнограф, а не как филолог. И это неудивительно. По сути, этнография – это морфология традиционной культуры.