Теперь можно считать доказанным, что первичное выделение предмета исследования особой науки этнографии, произошло в начале 70-х гг. XVIII в. Из исследований последних десятилетий стало известно, что наука, которую мы представляем, была впервые письменно упомянута в 1771 г. как этнография с вполне осознанной целью отделения «истории народов» от «истории государств». Это событие было связано с именем Августа Шлёцера, немецкого историка, состоявшего до начала 1770 г. в русской службе в императорской Академии наук.
Это имя для нас интересно тем, что этнография возникла именно как вспомогательная историческая дисциплина. По основному роду занятий Шлёцер был историком, а в России в конце XVIII века история называлась историографией[1], т.е. наукой, изучающей историю. Шлёцер первым осуществил критику такого исторического источника, как древнерусские летописи, и ввел само понятие источника (Quelle) в своей книге “Probe russischer Annalen” (1768). Вероятно, в этой книге и следует искать те, вероятно, рассеянные по всему тексту идеи, которые позже были запечатлены в термине этнография. Речь идет о необходимости использовать при изучении «Несторовой летописи» такие выражения, как «история славян», «история нации» «история государства», «история народа» («Geschichte der Slaven», «Geschichtschreiber einer Nation», «Reichsgeschichte» «Geschichte eines Volkes» и «Geschichte eines Reichs»).
Наконец, возьмем такую фразу из книги Шлёцера: «Она (русская история. – ПБ) является не историей страны, но историей части света, не одного народа, но множества народов, которые, будучи различны между собой по языку, религии, обычаям и происхождению, через завоевания, (общую) судьбу и счастливую случайность были объединены в единое государство (Stat)». Кажется, что термин этнография, как обобщение подобных взглядов на нацию и государство, просто не мог не возникнуть. Среда обитания Шлёцера как историка этому вполне способствовала. Теперь хорошо известен факт использования термина «описание народов» (Völkerbeschreibung) уже в инструкции Ф.Миллера, данной И.Фишеру в 1740 г. во времена второй Камчатской экспедиции. Во время первого крещения этнографии эквивалентом понятия Ethnographie было не «Völkerbeschreibung», а «Geschichte der Völker». Во время первого крещения этнографии эквивалентом понятия Ethnographie было не «Völkerbeschreibung», а «Geschichte der Völker».
Слово Ethnographia кажется неологизмом Иоганна Фридриха Шёпперлина (Schöpperlin 1767: 12). Однако, во-первых, неясно, существует ли связь между термином Ethnographia Шёпперлина и германизированным термином Ethnographie Шлёцера. Во-вторых, использование термина Ethnographia в работе Шёпперлина никак не связано с провозглашением новой научной дисциплины. Поэтому мы продолжаем утверждать, что автором термина Ethnographie, в качестве обозначения новой науки, является Шлёцер. Здесь различие между а и е имеет решающее значение.
[1] В наше время историография стала наукой, или, скорее, искусством составления предисловий к историческим трудам, которые (предисловия. — ПБ) отдельные авторы, видимо, считая это очень почтенным делом, научились превращать в обширные монографии. Российские историки с советских времен чрезмерно увлекаются подобными штудиями. Книгу А.Ю.Дворниченко «Зеркала и химеры. О возникновении древнерусского государства» (2014), впрочем, весьма полезную, можно считать вершиной подобных изысканий.
Скачать