Еще раз о сюжете Али-Баба и сорок разбойников. Презентация

Со времен Аарне библиография («география») заимствований разрослась настолько, что число «бродячих сюжетов», или «захожих сказок», практически совпадает со всемирным корпусом сказок. «Заимствования» становятся нормой, а их отсутствие – антинормой или редчайшим исключением. К тому же, при «заимствованиях» исходные сюжеты изменяются до неузнаваемости так, что теряет смысл само понятие заимствования при описании подобных явлений, Проще предположить, что за понятием заимствования стоит другое явление внешне похожее на заимствование. Сказка про Али-Баба выделяется на общем фоне, во-первых, тем, что заимствование не требует доказательств, а, во-вторых, тем, что не вызывает никаких сомнений направление переноса: Восток – Запад. Наконец, как считается, в арабских сказках следов этого сюжета не сохранилось. Вопрос: что именно и как искать? Ранее нами уже говорилось о следах в сказке про Маруфа-башмачника из «Тысячи и одной ночи». Следы эти не находили, так как искали последовательность мотивов как «ярких пятен»: сезам, мерка, метка, разбойники в кувшинах. Данная последовательность играет роль топологии на интуитивно выделенном множестве сказок. Само по себе это, может быть, и верно, но при классификации сказок, о чем писал еще Аарне, результатов не дает.

Следует искать не сюжет («фотографию») сказки «Али-Баба и сорок разбойников», а его «тень», сюжетную линию. Сюжетная линия этой сказки представляет довольно часто встречающееся сочетание (связку) при построении двух- трехходовых сказок. Герой похищает сокровище, хозяин преследует вора и погибает, попав в собственную ловушку. Как известно, обычно в сказках протагонист либо преследует вора, либо сам является вором и убегает от хозяина объекта. (В скобках скажем, что в этом отношении формула фольклора принимает следующий вид: либо он украл, либо у него украли, либо его самого украли.)

Как устроена сказка «Али-Баба и сорок разбойников», с этой точки зрения? Перед нами трехходовая сказка (второй ход делится на два хода). В каждом из ходов имеется набор трех мотифем. Посчитаем ходы, ориентируясь на мотивы средней (желтой) мотифемы B. На первом ходу Али-Баба добывает богатство, завладев сокровищами сорока разбойников, на втором ходу невольница Марджана, для (for) своего хозяина убивает разбойников, спрятавшихся в бурдюках, на третьем она для (for) своего хозяина убивает предводителя, скрывающегося под личиной купца.

Таким образом, мотив преследования растягивается и обнимает собой целых два хода. Чтобы придать сказке единый строй, ее необходимо скрепить подобно тому, как когда-то скреплялись единой подписью страницы документов. В качестве такой скрепы, используется мотив чудесного вора. Неизвестный вор похищает сокровища разбойников. Атаман пускается на розыски вора. Дважды он упускает вора, но на третий раз находит его дом на свою голову.

скачать