Posted in Заметки Этнография фольклора

Калинов мост в сказках, обрядах, загадках

Какое отношение может иметь старинная иллюстрация Ф.Тейхеля  к сказке «Гуси-лебеди»  к названию заметки? На первый взгляд, кажется, что никакого. Однако на уровне метатекста (мотифем) в…

Читать далее...
Posted in Заметки Этнография фольклора

Проблема «миф и обряд». Теория и реальность

  Один из «профилирующих» вопросов в исследованиях по фольклору – это вопрос о «смыслах», вопрос истолкования мотивов и сюжетов. Если, как сказано, миф не значит…

Читать далее...
Posted in Заметки Предмет этнографии

1-я и 2-я теорема Проппа. Заметки к разделу учебника этнографии

Что такое теоремы Проппа? Теорема 1. Волшебная сказка делится на составные части, число которых строго ограничено, а последовательность строго определена. Теорема 2. Классификация и история…

Читать далее...
Posted in Заметки Этнография фольклора

Робин Гуд и Красная Шапочка. Мотифемный анализ

Сравним французскую Le Petit Chaperon Rouge и английского Robin Hood, помня, что при сжатии текста мы делаем его не короче, но лишь беднее содержанием. Так…

Читать далее...
Posted in Заметки Мифы

Вонджина. Магия наскальных рисунков народа унамбал

  Наскальное изображение предка вонджина. Кимберли, Северо-Западная Австралия Люди унамбал рассказывают, что с начала времен и поныне в недрах земли обитает Унгуд в облике гигантской…

Читать далее...
Posted in Заметки Шаманизм

Кто такой виренун. Знахарь, шаман, главарь клана

У австралийского народа юалаи в Юго-Восточной Австралии (данные начала XX в.) существовала особая категория людей, которых называли виренун. В отличие от обычных людей виренун обладал…

Читать далее...