Posted in Заметки Этнография фольклора

Калинов мост в сказках, обрядах, загадках

Какое отношение может иметь старинная иллюстрация Ф.Тейхеля  к сказке «Гуси-лебеди»  к названию заметки? На первый взгляд, кажется, что никакого. Однако на уровне метатекста (мотифем) в…

Читать далее...
Posted in Заметки Этнография фольклора

Проблема «миф и обряд». Теория и реальность

  Один из «профилирующих» вопросов в исследованиях по фольклору – это вопрос о «смыслах», вопрос истолкования мотивов и сюжетов. Если, как сказано, миф не значит…

Читать далее...
Posted in Заметки Предмет этнографии

1-я и 2-я теорема Проппа. Заметки к разделу учебника этнографии

Что такое теоремы Проппа  Теорема 1. Волшебная сказка делится на составные части, число которых строго ограничено, а последовательность строго определена. Теорема 2. Классификация и история…

Читать далее...
Posted in Заметки Этнография фольклора

Робин Гуд и Красная шапочка. Мотифемный анализ

  Сравним французскую Le Petit Chaperon Rouge и английского Robin Hood, помня, что   при сжатии текста мы делаем его не короче, но лишь беднее содержанием….

Читать далее...
Posted in Заметки Предмет этнографии

О предмете этнопсихологии. Этнография или психология?

При решении любой задачи, связанной с изучением фольклора, ученый-этнограф постоянно сталкивается с вопросом: а что делается в смежных областях этнографии, которые хотя бы теоретически могут…

Читать далее...
Posted in Заметки Мифы

Вонджина. Магия наскальных рисунков народа унамбал

  Наскальное изображение предка вонджина. Кимберли, Северо-Западная Австралия Люди унамбал рассказывают, что с начала времен и поныне в недрах земли обитает Унгуд в облике гигантской…

Читать далее...
Posted in Заметки Шаманизм

Кто такой виренун. Знахарь, шаман, главарь клана

У австралийского народа юалаи в Юго-Восточной Австралии (данные начала XX в.) существовала особая категория людей, которых называли виренун. В отличие от обычных людей виренун обладал…

Читать далее...