Еще раз о понятии основного вида сказок как термине теории сказки В.Я.Проппа

 

 

На этом же сайте, в статье «Что такое основной вид сказок, или Как отличить сюжет от варианта?» (30.10.2019), говорилось, что в следующей статье мы перейдем к вопросу о сюжетных схемах. Теперь понятно, что мы еще не до конца разобрались с понятием основного вида сказок Проппа. 

Как было отмечено, Пропп не дает этому понятию ни эмпирического, ни теоретического обоснования и поэтому искомые обоснования приходится извлекать из контекста (см. ниже рис.1).

По-видимому, мы столкнулись с тем нередким в работах Проппа явлением, когда важные для него теоретические положения он вводит как бы мимоходом, по касательной, рассматривая не совсем другие вопросы, и эти положения порой не так просто разглядеть. Кроме того, развивая свою теорию, Пропп неоднократно подправлял её от текста к тексту и даже от главы к главе. Часто это у него получается за счет перехода от более кратких к более пространным определениям, и наоборот. Тот, кто работает в парадигме Проппа, может почувствовать это на себе. Не всегда сам исследователь в состоянии сразу заметить изменения, возникшие внутри его собственной теории.

Оказывается, в «Морфологии сказки» много раньше приводившегося выше пассажа, в главе «Сказка как целое», в разделе «Способы сочетания рассказов», при перечислении случаев, когда мы имеем «одну сказку» (с точки зрения существования сказок с одним и несколькими ходами[1]), Пропп ввел понятие основного вида сказок, причем, фактически, по всем правилам конструирования теоретического объекта

[1] Эту задачу – при каких условиях несколько ходов образуют одну сказку – Пропп также не решил или не стал решать до конца, ограничившись указанием нескольких случаев «более ясных», поскольку «совершенно четких признаков нет».

скачать