Метод трех мотифем и классификация волшебных сказок

 

В настоящей статье мы в общих чертах изучим вопрос о принципах классификации сказочных сюжетов. Отправной точкой для нас служит «Морфология сказки» В.Я.Проппа.

Как уже было отмечено в других работах[1], к числу недостатков модели Проппа следует отнести смешение вопроса о композиции волшебной сказки с вопросом о её генезисе, который формулируется им как задача поиска первобытного прототипа волшебной сказки, или просказки. На самом деле просказка, или первобытная сказка, не требует реконструкции по той простой причине, что она хорошо сохраняется («консервируется») в корпусе волшебных сказок. Достаточно немного «поскрести» любую неполную сказку из афанасьевского сборника, чтобы под слоем волшебно-сказочной поэтики обнаружить первобытную сказку в чистом виде.

 Однако на самом деле речь идет о смешении трех вопросов. Третий вопрос – это вопрос о классификации сказочного материала.

Из диаграммы выше видно, что трудности возникают не из того, что каждый вопрос не рассматривается отдельно от других (это в принципе невозможно, поскольку круги находятся в отношении пересечения). Как раз наоборот, необходимо временно вывести из рассмотрения какой-то один из кругов, сосредоточившись на изучении системы взаимосвязей между двумя другими при условии, что нельзя исключить область явлений, обозначаемых термином «композиция». Данное условие вытекает из контекста работы Проппа, который, благодаря своей удивительной интуиции, исходил из следующего тезиса:

Как решение вопроса о генезисе, так и решения вопроса о классификации зависит от решения вопроса о композиции.

[1] См.,например, две предыдущие работы: Белков П.Л. Что такое основной вид сказок, или Как отличить сюжет от варианта? // ethnomanuscrips.ru; Белков П.Л. Еще раз о понятии основного вида сказок как термине теории сказки В.Я.Проппа // ethnomanuscrips.ru.

скачать