Следует честно признать, что научного определения понятий мифа и сказки до сих пор не существует. Выражаясь словами Проппа, «миф не может быть отличаем от сказки формально», причем настолько, что, с одной стороны, мифы часто называются сказками, а с другой стороны, нарративы, называемые сказками, с некоторой точки зрения, могут оказаться мифами. Так, в книге «Исторические корни волшебной сказки» (1946) Пропп опровергает самого себя, предлагая при различении мифа и сказки полагаться на изучение не морфологии, а социальной функции соответствующих явлений фольклора. В этом он основывается на фактах, кажущихся ему бесспорными. Во-первых, для него является фактом, что миф – это «рассказ о божествах или божественных существах, в действительность которых народ верит». Во-вторых, еще в «Морфологии сказки» Пропп ссылался на тот факт, что строение подобное волшебной сказке «обнаруживает и ряд древнейших мифов, причем некоторые мифы дают этот строй в удивительно чистом виде». С его точки зрения, «это, по-видимому, та область, к которой восходит сказка». В 1946 г. он старался, как ему, вероятно, казалось, действовать объективно, опираясь на результат независимого от него исследования И.М.Тронского, которое подтвердило близость мифов о греческих «героях» сюжетам фольклорных сказок. Последнему принадлежит и идея особой социальной значимости, или социальной функции мифа. Однако в первом случаем мы имеем дело с так называемой неотделимой случайностью, а во втором – с ошибочным допущением. Откуда известно, что греческие устные предания («мифы») времен античности являются древнейшими? Античникам приходится пользоваться очень поздними материалами, почерпнутыми из литературы.
Скачать