Вилла мистерий в Помпеях и волшебная сказка

 

Все волшебные сказки подчиняются единому закону построения (морфологии) в виде тернарной структуры. Элементами этой структуры являются три мотифемы, которые, используя более привычные понятия, можно назвать завязкой, развитием действия и развязкой. Наполнением первой мотифемы служат мотивы, имеющие значение нарушения или вредительства, второй — подвиг, третьей – узнавания.

Говоря о тернарном строении волшебных сказок, надо учитывать их относительно позднее происхождение. Так называемые первобытные сказки имеют двухмотифемную структуру, что объясняется отсутствием искомого персонажа. Среди волшебных сказок таких двухмотифемных образований великое множество. Волшебными эти сказки становятся за счет поэтики. Мотивы располагаются таким образом, чтобы мотивам, образующим концовку, придать вес (значение) узнавания без искомого персонажа. Не все, кого ищут в сказках, являются искомыми персонажами. В сказке «Гуси-лебеди» похищенный мальчик на самом деле является протагонистом.

Существуют и другие приемы. Например, в сказке «Шиповничек» братьев Гримм (вариант – «Спящая красавица» Перро) начальная ситуация двухмотифемного нарратива (сообщение о спящей красавице) вытягивается вверх. В результате появляется рассказ об уколе королевны веретеном. Этот рассказ воспринимается слушателями как завязка, а история поцелуя и снятия заклятия – как развязка. Соответственно, Шиповничек воспринимается как протагонист, хотя на самом деле (морфологически) им является странствующий королевич. Шиповничек – искомый персонаж по определению. Искомый персонаж это тот, кто узнает главного героя.

Таким образом, у каждой сказки своя история и состоит она в том, какая сказка была использована в качестве шаблона в момент ее создания и какая сказка была наложена на этот шаблон (шаблоны). Говоря точнее, сказки в процессе складывания не столько накладываются, сколько пропускаются одна сквозь другую.

Мотифемный анализ показывает, что сказка «Шиповничек» возникла в результате наложения поверья о vagina dentata (возможно, уже развернутое в сказочное повествование) на сказку типа «Заклятый царевич» и сказку типа «Иван Попялов» (без погони змеих). Можно предположить, что сказка «Заклятый царевич» была «перевернута» в сказку «Шиповничек» именно посредством сказки «Иван Попялов».

Все три сюжетные линии значительно древнее (проще) сюжетной линии сказки «Шиповничек».

В связи с изучением истории сказки «Шиповничек» особое внимание может быть обращено на фрески Виллы мистерий в Помпеях, поскольку на них явно отражено содержание какого-то традиционного нарратива, который по своей сюжетной линии более всего близок именно к сказке «Заклятый царевич» из афанасьевского сборника. В отличии от немецкой в русской традиции эта сказка сохранилась в чистом виде – так, как она изображена на фресках на вилле в Помпеях. В роли сказочных персонажей выступают боги, Силен – агонист, Виктория – антагонист. В русской сказке заклятый царевич един в двух лицах – антагониста и искомого персонажа.

Herunterladen