Морфология богатырской сказки V. Мотифемная зависимость

 

Для того, чтобы доказать тезис о том, что сказка «Храбрый портняжка» (Гримм 20) является богатырской сказкой, её удобнее спроецировать сразу на две сказки – «Буря-богатырь Иван коровий сын» (Аф.136) и «Иван Быкович» (Аф.137). Почему выбор падает именно на эти сказки? Во-первых, эти две сказки являются богатырскими по номеру: АТ 300. Во-вторых, они уже разобраны нами по мотифемам в одной из предыдущих работ и полностью подтвердили свой богатырский статус содержанием срединного элемента[1]. Но по ходу разложения этой сказки на составные части не будем забывать и о сказках под общим названием «Покатигорошек» (Аф. 133-134).

Обе сказки, используемые нами в качестве шаблона, начинаются с темы бездетности, которой по сказочным канонам соответствует мотив чудесного зачатия (общепринятый термин чудесное рождение не вполне верен, поскольку данный элемент исторически восходит к так называемым «историям зачатия»).

В сказке «Храбрый портняжка» вроде бы нет ничего похожего. Как известно, начинается она с того, что застает героя за обычной его работой. Тут появляется баба, торгующая разварными сливами. Портняжка покупает «потребное количество»[2], намазывает сливы на ломоть хлеба, но откладывает еду на потом, пока не дошьет жилет. На запах слетаются мухи, портняжка бьет тряпицей по насевшим мухам и убивает семь мух. он шьет широкий пояс и вышивает на нем надпись: «Единым махом семерых побиваю!» Возомнив о себе как о храбреце, он решает пойти по всему белу свету – мастерская кажется ему уже слишком тесной для его удали. Однако прежде чем пуститься странствовать, захватывает кусок старого сыра и сует в карман птицу, запутавшуюся в кустарнике у ворот. С этим он и отправляется в путь-дорогу.

При таком сжатии на поверхности текста начинают проступать, как принято говорить, «истинные мотивы». В первую очередь, мотив чудесного рождения богатыря, который «рождается» от мух, а затем, испросив благословения у самого себя, «вооружается» и отправляется странствовать по свету.

[1] Морфология богатырской сказки. II. Окрас мотифем (мотивов) как вершин графа // ethnomanuscripts.ru, с.9-10 (Приложение 2).

[2] Пользуемся изданием Братья Гримм Полное собрание сказок и легенд в одном томе. М., 2009. – ПБ.

Errata. Стр.8, строка 13 снизу. Напечатано: которые может принимать мотивы. Должно быть: которые могут принимать мотивы.

скачать