Трехчастная структура является основным теоретическим объектом (понятием) этнографии фольклора. Если кратко, волшебная сказка есть трехчастная структура повествования. Впервые это понятие было введено довольно давно (см.: Белков 2009), но к нему все время приходится возвращаться не только как к инструменту исследования, но и как к собственно объекту исследования, тестируя его в качестве результата конструирования. Это обусловлено тем, что конструирование объекта исследования может занять многие десятилетия. Конструирование объекта исследования – это сложный процесс, представляющий собой цепь «непрерывных отображений» реальности. Например, при отображении пространства «морфология сказки» в пространство «происхождение сказки» мы совершить преобразование объекта «трехчастная структура», но по такой схеме, когда близкие элементы (точки) первой области переходят в близкие элементы другой. Как кажется, в этом случае правило чистоты эксперимента соблюдается тогда, когда при «транспортации» мы оперируем «голыми» предикатами, без «одежды» в виде субъектов высказываний, присоединенных нами к этим предикатам ранее. Поэтому мы на время забываем о терминологии, сосредоточившись на том, как возможно деление встречающихся в этнографическом поле традиционных нарративов.
Скачать