Морфология богатырской сказки II. Окрас мотифем (мотивов) как вершин графа

 

Под влиянием окружающих волшебных сказок былинная структура обрастает несвойственными ей изначально мотивами, в частности появляются мотивы, которые сказочник заставляет выполнять роль мотивов, обычно заполняющих мотифему узнавания (неузнанное прибытие, трудная задача, свадьба). В сказке о Буре-богатыре протагонист женит своего сюзерена Ивана-царевича, а в сказке о Покатигорошке протагонист сражается со змеем на калиновом мосту. В сказках канонического типа этот мотив сражения обычно связан с мотивом похищения царевны и за счет этого отождествляется с мотивом трудной задачи. Иначе говоря, сказочник намеренно использует логическую ошибку. Сказочник как бы говорит нам: давайте представим, что бой со змеем на калиновом мосту в сказке «Покатигорошек» является трудной задачей, тогда вся эта группа мотивов проецируется на третью (зеленую) мотифему. Как кажется, на рисунке ниже все эти и еще многие другие взаимосвязи отображены верно (рис.3).

В сказке «Покатигорошек» братья не признают младшего братом, что по форме соответствует непризнанию Бури-богатыря старшим в сказке «Буря-богатырь Иван коровий сын». Однако по содержанию, с точки зрения проецирования мотивов на определенные мотифемы, этот мотив соответствует обратному мотиву признания братьями Бури-богатыря старшим после спасения из чрева бабы-яги. Кроме того, мотив привязывания Покатигорошка к дубу в лесу перекликается с мотивом сбрасывания героя в пропасть в сказках, где этот мотив становится началом вставного хода, образующего собой сложное (прерванное) возвращение (см.Приложение 2).      

На такие вещи следует обратить внимание для того, чтобы понимать, какую сложную задачу представляется собой анализ любой сказки. В данном случае мы попадаем в сказки типа «Три царства». Если иметь в виду сказку «Три царства – медное, серебряное и золотое» (Аф.129), то это богатырская сказка. Срединным элементом здесь является мотив боя с Вихрем, похитившим мать героя, а путь по трем царствам представляет собой мотив путешествия.

Однако канонические сказки о трех царствах – это именно сказки о трех царствах, т.е. сказки, где срединным элементом является мотив достижения золотого царства с самой «ценной» царевной. И в этом отношении они попадают в один разряд со «Сказками о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде», образно говоря, со сказками о добыче «золотого эквивалента» здоровья и в этих сказках бой со змеем и обретение царевны-невесты является ядром вставной сказки, действие которой разворачивается после сбрасывания героя в пропасть и тому подобных сюрпризов.

Исходя из этого, существуют сказки, в которых мотив сбрасывания идет после боя со змеем, и сказки, в которых мотив сбрасывания предшествует бою со змеем. Только сказки первого из упомянутых типов относятся к богатырским сказкам в результате переделки сказок второго, совершенно другого, типа. Следует помнить, что Пропп видел только один тип сказок, а именно: бой – сбрасывание. Эти сказки действительно являются богатырскими, но мотив сбрасывания они заимствуют из сказок, если так можно выразиться, небогатырского типа.

скачать