Морфология богатырской сказки VI. Где третья мотифема?

 

В этот раз мы сосредоточим внимание на сюжете «Спящая красавица», взяв за образец сказку братьев Гримм «Шиповничек» (Гримм 50). Причем здесь богатырские сказки, скажете вы? Посмотрите на таблицу внизу и увидите, что мотивы сказки «Шиповничек», которые приходятся на начальную ситуацию и первую большую мотифему, сопоставимы с мотивами чудесного рождения типично богатырских сказок, если оставить пока в стороне вопрос о том, что протагонистом этой сказки вроде бы является не ОН, а ОНА, спящая красавица, т.е. это – есть женская сказка. В данном случае для удобства наблюдения за текстом мы не пользуемся методом разбиения на мотифемы, полагая разумеющимся одно- или двухмотифемный характер историй, изображенных с помощью таблицы:

В сущности, история о том, как на королевну было наложено заклятие и как оно исполнилось, может рассматриваться как развернутая исходная ситуация с собственной сюжетной линией. Так что ее можно представить в виде нескольких вложенных друг в друга, наподобие матрешки, мифов с классическим для мифа окончанием на этиологическом мотиве: замок зарастает непроходимым колючим кустарником. Но главное даже не в этом, а в том, что королевна получает прозвище Шиповничек. А между тем смысл исходной ситуации в качестве морфологической части волшебной сказки заключается в наречении протагониста именем, т.е. в соединении протагониста с его именем, которое содержит в себе некоторое свойство, служащее трамплином для развития действия волшебной сказки. Во многих сказках дело ограничивается констатацией факта наличия данного имени. Однако здесь под имя королевны подводится целая теория, даже ряд теорем, представляющих собой отдельные ходы, или сказы: сказ о чудесном зачатии (рождении) королевны, сказ о наложении на нее заклятья, сказ об исполнении заклятья, или о её «превращении» – впадении в беспробудный сон.

скачать