Кумулятивные сказки. Историческая морфология сказки – 1.

 

[Основные положения статьи изложены в докладе «Принцип кумуляции в пстроении сказок. Статика и динамика». Радловские чтения, МАЭ РАН. 2.03.2020.]

Морфология фольклора не является чем-то исторически застывшим. В частности, на это указывают морфологические различия между двумя стадиями развития сказки: классической волшебной сказкой и так называемой первобытной сказкой. С этой точки зрения было бы интересно посмотреть, существуют ли кумулятивные сказки в рамках первичной формации и что они собой представляют в сравнении с известными образцами европейского фольклора. Всегда ли кумулятивные сказки выглядели такими, какими мы их знаем и были ли они сказками в ту далекую эпоху как явление мирового фольклора?

Научное изучение кумулятивных сказок начинается с работы Проппа, которая так и называется: «Кумулятивная сказка». Мы имеем полное право так говорить, так как в своих выводах и предположениях на этот счет Пропп исходил из наличия у кумулятивных сказок особой композиции. По его мысли, такие сказки слагаются из трех частей: экспозиции, кумуляции и финала.

В статье «Кумулятивная сказка» Пропп намеренно декларирует отказ от решения проблемы кумулятивных сказок исторически, лишь предположив их реликтовый характер. В соответствующей главе книги «Русская сказка» он пытается выйти из упомянутого круга в определении за счет параллелей с «обрядовыми отражениями» принципа кумуляции. В этом он опирается на исследование обряда афинских буфоний И.И.Толстым, указывающим, в частности, на соответствие сказки о глиняном пареньке и мифа об Эрисихтоне. Однако для того, чтобы двигаться в указанном направлении при решении вопроса о происхождении кумулятивных сказок, необходимо сделать ряд допусков, в том числе использовать в качестве посылки утверждение о возникновении действия («обряда») раньше слова («мифа»). Согласно апории Зенона, Ахиллес никогда не догонит черепаху.

Но главное несоответствие во взглядах Проппа на сущность и происхождение кумулятивные сказок состоит в том, что он даже не думает применить к анализу сказок данного разряда свою теорию 31 функции. С внешней стороны здесь вроде бы нет противоречия, поскольку он с самого начала заявлял, что выводы относительно строения волшебной сказки касаются только волшебной сказки. Однако речь идет не о том, чтобы выявить в кумулятивных сказках структуру волшебных сказок, а о том, чтобы привести их к сопоставимому виду, например, выяснить, возможно ли сопоставить экспозиции, кумуляции и финалу кумулятивной сказки какие-то группы волшебно-сказочных функций.

скачать