Источник: Проблемы этнографии и истории культуры народов Азиатско-Тихоокеанского региона. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2004, с.16.
Материалы к докладу на Ученом совете, посвященном 100-летию со дня рождения Н.А.Бутинова, МАЭ РАН / Кунсткамера, 23.12.2014.
Вклад Н.А.Бутинова в связи с известной дискуссией начала 1960-х гг. принято сводить к двум тезисам:
1. Основной ячейкой первобытного общества является не род, а община.
2. Периодизация первобытного общества должна строиться посредством выделения стадий развития общины.
Сравним, что говорил Н.А.Бутинов и что говорили его оппоненты.
Н.А.БУТИНОВ.
1. Община и семья. «Причиной экзогамии, по нашему мнению, является противоречие между общиной и семьей. Начальный пункт этого противоречия мы находим у предков, в первобытном стаде. Здесь еще нет экзогамии, между стадом и семьей существует острый (биологический. – ПБ) антагонизм. «Стая198 и семья у высших животных, — указывает Энгельс, — не дополняют одна другую, а противоположны друг другу». Далее Энгельс цитирует Эспинаса: «Чтобы могло образоваться, стадо, семейные узы должны ослабнуть» [Бутинов 1962: 180].«Экзогамия ослабила семью и превратила первобытное стадо в родовую общину» [Бутинов 1962: 180].На Новой Гвинее установлена любопытная закономерность: чем меньше по размеру родовая община, тем выше в ней процент матрилокальных браков. Это понятно, так как чем слабее численно община, тем относительно сильнее семья199» [Бутинов 1962: 181]
2. Община и род. По определению Н.А.Бутинова, «родовая община папуасов имеет довольно сложный состав: в ней есть постоянное ядро (взрослые мужчины), пришлая часть (матери и жены мужчин) и временная часть (сестры и дочери мужчин). Так выглядит хозяйственный коллектив в эпоху общинно-родового строя, и было бы чрезмерным упрощением отождествлять этот коллектив с родом, или считать род основной экономической единицей. Род, в силу закона экзогамии, никогда не был и не мог быть экономической единицей: часть членов рода живет в одной общине, а другая часть, после замужества, покидает родную деревню. Отныне эти части рода (мужская и женская. – ПБ) живут врозь, и экономическая связь между ними сводится к минимуму» [Бутинов 1962: 181].
Скачать