Петербургская школа этнографии. Проблема существования

Идея организации Круглого стола на конференции 4-5 апреля 2024, темой которого стало существование особой школы этнографии в С.-Петербурге, принадлежит зав. кафедрой этнографии и антропологии СПбГУ А.Г.Новожилову. Данное эссе – результат сбора и упорядочения положений, некоторые из которых были не полностью высказаны в процессе устного обсуждения предложенной темы. В связи с этим опускаются ссылки на страницы цитируемых изданий. Кроме того, в программе конференции допущена небольшая неточность. Официально автор работал сотрудником МАЭ РАН до 4 апреля 2024 г.

Начать следует с того, что, на первый взгляд, тема кажется достаточно неожиданной. Однако затем понимаешь, что её обсуждение необходимо, если вопрос ставить более широко: что такое этнография и является конечной этнографическая «вселенная»?

Этнографическое поле в общепринятом понимании – macho field of ethnography или mud-hut ethnography (в терминах Кейт Фокс) – уже практически сошло на нет. Многим зарубежным исследователям кажется, что единственный путь сохранить верность предмету, состоит в том, чтобы переквалифицироваться из этнографов в «управдомы», т.е. антропологи, занявшись исследованием humanity –«человечества» или «человечности» (?), имея в виду behaviour patterns.

Большинство отечественных исследователей вроде бы идут по следам своих зарубежных коллег, но с явным отклонением в сторону от линии следов, а именно: рассматривая антропологию как науку о человеке. В обоих случаях возникает масса противоречий, которых так много, что скучно перечислять.

Но такие противоречия не возникают, если оставаться на почве этнографии как науки о традиционной культуре. В этом случае изучение «английскости» или «русскости» и т.п. ничем не отличается от изучения «первобытности», там и там нас будут интересовать те черты человеческой культуры, которые передаются по традиции – неписьменным путем.

Скачать