В сущности, в этой главе, как и во всей диссертации, говорится о несостоятельности общепринятых теоретических подходов к построению теории этноса. Но в ней ничего не говорится о том, что создание такой теории принципиально невозможно. Тем более в ней не говорится о том, что надо отказаться от определения понятия этноса, просто заменив слово «этнос» на слово «этничность». В рамках теории «этничности» возникают те же самые противоречия. Неслучайно слово «этничность» ныне стараются заменить более модным словечком «идентичность». Интересно, что последует за этим? Теоретическая часть работы «Этнос аборигенов Австралии» была написана высоким марксистским, если можно так выразиться, «классическим» (от слова «класс») штилем, но ее содержание касалось сугубо философо-научных вопросов. И читать ее следует именно сквозь призму логики и методологии науки. Этнос – это форма, в которой общество выступает вовне. На этом фоне даже определение рода как этноса первичной формации, несмотря на некоторую прямолинейность, имеет свое рациональное начало.
Основная идея диссертационной работы состояла в том, что проблема обоснования знания об этносе является разумной, следовательно, должны существовать способы ее разрешения. Полное отсутствие видимых результатов показало, что противоположная точка зрения, состоящая в том, чтобы, сохранив средства, отказаться от решения проблемы этноса и искать те проблемы, которые разрешимы имеющимися средствами, является неверной в самой своей основе. В этом плане главным итогом данной работы следует считать упомянутое выше определение этноса: форма, в которой материальные отношения между людьми выступают вовне. Безусловно, это абстракция, но в этом и заключается ее теоретическая ценность в отличие от простого обобщения. Так что в начале 1990-х гг. в исполнении «реквиема по этносу» не было никакой необходимости. Ведь речь идет о конструировании теоретического объекта под именем «этнос» (ед.ч.), а не о трудностях указания пальцем на отдельные «этносы» (мн.ч.). Об этом я писал еще в 1993 г. в статье «О методе построения теории этноса» (см. сб. «Этносы и этнические процессы». М., Наука.1993).
Скачать