Парадоксы этнографии. Этнос и этническая непрерывность

Рукопись статьи по докладу «Малые группы и этническая непрерывность» на II Симпозиуме по изучению малых групп «Динамика традиционной культуры малой группы» (РГО, Исторический факультет СПбГУ, Кафедра этнографии и антропологии, 16 ноября 2012 г.). Первоначальное название статьи было иным: Парадоксы этнографии. Этнос, этническая непрерывность и малые этнографические группы. Название изменено поскольку понятие малых этнографических групп (малых культурных кругов) входит в понятие этнической непрерывности в качестве характеризующего понятия.

Настоящая статья является продолжением / расширением / уточнением другой, опубликованной статьи: П.Л.Белков. Концепция малых этнографических групп: топография и топология // Вестник СПбГУ. История. Сер.2. Вып.1.2013. С.98-106.

И еще одно замечание. Поскольку текст данной статьи публикуется через 6 лет после ее написания, то прежде, чем перейти к её содержанию, кажется необходимым сделать  небольшую вставку, касающуюся ответа на вопрос о том, в рамках какой дисциплины проводилось наше исследование. Теория этноса, некогда отвергнутая настолько же поспешно, насколько конъюнктурно и неосмотрительно, может вернуться в этнографию, но уже не в качестве теории имярек автора, претендующего на то, что его учение об этносе является единственно верным, а в качестве одной из вспомогательных дисциплин этнографии. Дадим ей следующее определение. Теория этноса – это специальный раздел этнографии, изучающий свойства этноса как теоретического объекта. В этом отношении этнос — это множество элементов традиционной культуры, соединенных попарно функциями, или назначениями, этих элементов независимо от их материальной субстанции.

Скачать