1-я и 2-я теорема Проппа. Заметки к разделу учебника этнографии

Что такое теоремы Проппа 

Теорема 1. Волшебная сказка делится на составные части, число которых строго ограничено, а последовательность строго определена.

Теорема 2. Классификация и история сказок равнозначна изучению их морфологии, или структуры.

По существу, 1-я теорема Проппа – это теорема, доказывающая возможность табуляции волшебной сказки. Это то, что «фольклористы» всех мастей не в состоянии были принять тогда и не могут принять до сих пор. Секрет здесь прост. Согласно Карлу Попперу, для того, чтобы понять теорию, необходимо знать историю ее возникновения. Например, частью истории теории Проппа является его знакомство с теорией графов. Это, конечно, не единственный навык, который требуется иметь для понимания его идей.

Широко распространено (и продолжает распространяться) представление о том, что предметы исследования гуманитарных наук не поддаются числовому выражению. Более того, многие представители гуманитарных наук даже склонны рассматривать это как привилегию.

Возникает вопрос: что такое невозможность числового выражения? Мы характеризуем фольклорные мотивы как более или менее яркие, как сильные или слабые. Говоря нечто подобное, мы измеряем мотивы, но не можем выразить это в каких-либо единицах счета. Как сказали бы математики, мы не можем свести проблему измерения к проблеме счета. Так что, обосновывая возможность табуляции волшебной сказки, Пропп решил эту сверхсложную задачу, по крайней мере, для фольклора, переведя исследования фольклора на язык матриц. Матрица – это таблица, а мотив подобно линейному уравнению – простейшая матрица.

Понятно, что при таком подходе фольклор уходит из-под власти филологии, имея в виду применение литературоведческих методов к фольклору. В скобках заметим, что так называемые литературоведческие методы, фактически, основаны на обвинении в формализме Томашевского лишь за то, что он призывал к исследованию структуры литературный произведений.

При всех недостатках теории Проппа в момент ее «первого крещения» ему удалось обосновать возможность табуляции волшебной сказки. Тем самым Пропп решил задачу, которая состояла в том, чтобы свести проблему измерения к проблеме счета, по крайней мере, для фольклора. Так называемый сравнительный метод, столь почитаемый всеми гуманитариями, есть не что иное, как метод измерения «на глазок».

Метод табуляции дает более точные результаты измерения сказочных мотивов. На картинке ниже изображен ммотив, выступающий в роли определителя матрицы первого хода сказки «Буренушка» (Аф.101).

«Марья-царевна взяла блюдо и пошла ягодок брать; она берет, а мелкие пташечки вдвое да втрое на блюдо кладут; пришла, поставила на стол и царевичу поклон отдала»

Сказочные мотивы в народном орнаменте. Чудесное дерево
Скачать