К определению понятия кунстнауки, или Безвыходное Положение

 

 

Кунстнауку (курьезную науку) можно представить в виде кабинета редкостей или кунсткамеры, где в качестве экспонатов выступают не вещи, а концепции (интерпретации), общий признак которых – курьезность с любой точки зрения. При экспонировании подобные вещи (без кавычек) ничем не отличаются от вещей из старинных кунсткамер, т.е. «предметов искусства и необычных объектов», которые привлекают собирателей и публику, «благодаря своему материалу или нестандартному внешнему виду» (сабля с рукоятью из ветви красного коралла, резной кубок из скорлупы кокосового ореха, оправленный в золото, чучело теленка с двумя головами и тому подобное). И объясняется это одинаково, «тягой к знаниям и любопытством», а также «стремлением к красоте и богатству». На современном молодежном языке все это умещает в себе слово «хайп».

Если это верно, то более удобного места, чем интернет, для размещения та-ких коллекций научных раритетов и придумать нельзя. В этом смысле, кунстнаука есть систематическая деятельность по созданию историографических фактов, или информационных поводов, ради них самих и независимо от их происхождения в отношении к действительности. Для участников этого процесса важен сам факт, или ощущение, введения в оборот научных по форме предложений, которые бы внешне отличались от уже существующих. Следовательно, кунстнаука – это чистая деятельность в сфере языка.

Да, мы имеем счастье жить в эпоху, когда, как мечтал один из персонажей фильма «Берегись автомобиля», народные театры вытеснили – наконец! – театр профессиональный. К шлифовальному станку, правда, никто так и не встал, но гранты получают регулярно. В настоящее время в это движение стали охотно вливаться не только деятели театра, но и деятели науки.

Конечно, все видят или чувствуют, что современная наука, особенно гуманитарная, как принято теперь говорить, пробивает одно дно за другим. Единственным ориентиром, при ответе на вопрос, где мы находимся, в сфере научной деятельности или уже за ее пределами, служит уже только должность и ученая степень. И во всем виноват интернет?

Интернет-ученые обвиняют просто ученых в натягивании… ну, в общем, совы на глобус. Последние не остаются в долгу, навешивая на своих обидчиков ярлыки «антинаука», «псевдонаука», «квазинаука» и пр. Действительно, здесь приходится выбирать: либо резать правду-матку, невзирая на ее нечеловеческие крики (от «ученые скрывают» до «да вы что там, обалдели?»), либо пускаться во все тяжкие по части философствования и везде искать – и обнаруживать! – смыслы, великую сермяжную правду. На худой конец (в терминах Винни-Пуха), можно удовольствоваться «структурами разума». В результате гости (интернет-аудитория) застревают между академической и неакадемической наукой. Вот так всегда – идешь в гости, а попадаешь в Безвыходное Положение.

 

скачать