Между сказкой и литературой. Поиски одного сказочного сюжета

 Али-Баба очень испугался. Он быстро влез на вершину дерева и спрятался в его ветвях

 

Прежде всего следует сказать о фактическом отсутствии научного подхода к исследованию сюжета «Али Баба и сорок разбойников», обросшего огромной литературой (вершина айсберга без айсберга).

Основы научного анализа сказок:

1. Три больших мотифемы (нарушение, подвиг, узнавание)

2. Три основных персонажа (агонист, протагонист, антагонист)

1. Сомнения в подлинности при отсутствии следов сюжета «Али Баба и сорок разбойников». Была ли или могла ли (может ли) эта сказка быть частью устной традиции? Чтобы ответить на этот вопрос надо искать не сюжет, а метасюжет (последовательность мотивов более высокого порядка). Контурный рисунок, который заполняется определенными мотивами и раскрашивается известными образами. Вообще следует отметить, что при анализе сказок приходится скакать с регистра на регистр, с языка более высокого уровня на язык более низкого уровня и обратно, причем языков может быть более двух, целая иерархия (смыслов). Идея поиска известного сюжета вроде бы возвращает нас к самым истокам, к так называемой финской школе. Однако для того, чтобы проследить распространение к.-л. одного сюжета, необходимо сначала определить понятие сюжета (иначе мы оказываемся в ситуации «пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»).

Скачать