Между сказкой и литературой. Поиски одного сказочного сюжета

Али-Баба очень испугался. Он быстро влез на вершину дерева и спрятался в его ветвях

Прежде всего следует сказать о фактическом отсутствии научного подхода к исследованию сюжета «Али Баба и сорок разбойников», обросшего огромной литературой (вершина айсберга без айсберга).

Основы научного анализа сказок:

  1. Три больших мотифемы (нарушение, подвиг, узнавание)
  2. Три основных персонажа (агонист, протагонист, антагонист)

1. Сомнения в подлинности при отсутствии следов сюжета «Али Баба и сорок разбойников». Была ли или могла ли (может ли) эта сказка быть частью устной традиции? Чтобы ответить на этот вопрос надо искать не сюжет, а метасюжет (последовательность мотивов более высокого порядка). Контурный рисунок, который заполняется определенными мотивами и раскрашивается известными образами. Вообще следует отметить, что при анализе сказок приходится скакать с регистра на регистр, с языка более высокого уровня на язык более низкого уровня и обратно, причем языков может быть более двух, целая иерархия (смыслов). Идея поиска известного сюжета вроде бы возвращает нас к самым истокам, к так называемой финской школе. Однако для того, чтобы проследить распространение к.-л. одного сюжета, необходимо сначала определить понятие сюжета (иначе мы оказываемся в ситуации «пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»).

  • Интуитивный подход. Сюжет – последовательность мотивов.
  • Матричный и теоретико-графовый (формальный, «строгий») подход. Сюжет – это способ группирования мотивов и расстановки персонажей.

2. Волшебная или новеллистическая сказка?
Сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. Главный персонаж.
Миф, былина, волшебная сказка. Композиция (морфология)
Сказки, новеллистические сказки (сюда же отнесем легендарные сказки, или легенды, баллады и сказы), литературные сказки (сказки-новеллы)
Фольклор, литература. Как следует действовать и как следует чувствовать. Отсюда кардинальное различие в поэтике (приемах выражения) и предмете изображения.

3. Волшебную сказку легко выделить. Композиция и персонажная схема. Три главных мотифемы (нарушение, действие / подвижничество: бой с чудесным противником, испытание чудесным патроном, добыча чудесного объекта, узнавание / признание) и три основных персонажа (агонист, протагонист, антагонист).
Помимо деления на мотифемы волшебные сказки имеют свойство срастаться, образуя собой два и более ходов.

4. Если выше сказанное использовать в качестве системы координат, сказку «Али Баба» можно рассматривать как новеллистическую сказку, состоящую из двух ходов. Первый ход составляет история о том, как Али Баба, подслушав «пароль», открывающий вход в пещеру с сокровищами, становится богачом, а его брат Кассим, забыв пароль, попадает в руки разбойников и гибнет под ударами их сабель. Второй ход составляет история о том, как Али хоронит брата, скрыв причину его гибели, но разбойники нападают на след, проникают в его дом, но гибнут от руки его служанки Марджаны. Первый ход соответствует сюжету «Правда и Кривда» (женский вариант – сюжет «Морозко»), а второй – сюжету «Сивко-бурко» с сильно измененными мотивами и образами. Соединить эти две сказки в одну можно путем их наложения на сказку «Незнайко» (собственно «Незнайко» = «Сивко-бурко» + «Гонимая падчерица», скажем, в варианте «Старуха-говоруха»).

В скобках отметим: указатель Аарне именно как путеводитель («поисковик») играет роль метода похожих результатов по совокупности фрагментов текста. При анализе сказок указатель Аарне практически бесполезен. Поэтому в качестве указателя используем сборник Афанасьева.

Скачать