При анализе этой сказки следует учитывать два тезиса, опубликованные ранее в материалах сборника Кюнеровских чтений. Три главных мотифемы (красная, желтая, зеленая) с возможным подразбиением каждой из мотифем на три субмотифемы (при существовании обратной операции стягивания) и три основных персонажа: агонист, протагонист, антагонист. Отметим, что субмотифемы делятся на три. Таким образом предельное число делений тела сказки равно 27-ми малым мотифемам, или микромотифемам. 27 микромотифем – предельно низкий уровень абстракции.
Секрет сказки в использовании матрицы с бесконечным числом столбцов (столбец = сказка, т.е. образец, строка – мотифема, т.е. свойство). Все повествование четко распределено (фрагментировано) по строкам. Это явление давно описано в терминах концепции жесткого параллелизма мотивов (Веселовский, Волков). Мачеха и ее дочь – злые, ленивые и некрасивые, падчерица добрая, работящая и красивая. Мачеха и ее дочь наказываются, гибнут, падчерица вознаграждается, торжествует. Теперь при наличии некоторого навыка сравнения сказок с помощью мотифемной сетки (матрицы) можно попытаться разобрать сказку «Птица чжаогу».
Скачать