Recent Posts

Posted in Статьи Этнография фольклора

Еще раз о сюжете Али-Баба и сорок разбойников. Презентация

Со времен Аарне библиография («география») заимствований разрослась настолько, что число «бродячих сюжетов», или «захожих сказок», практически совпадает со всемирным корпусом сказок. «Заимствования» становятся нормой, а…

Continue Reading... Еще раз о сюжете Али-Баба и сорок разбойников. Презентация
Posted in Статьи Этнография ПВЛ

Повесть временных лет. О значении синтагмы «и до сего дни»

Для истории Древней Руси основная трудность состоит не в герменевтике, не в решении проблемы понимания, к тому же ложно трактуемой, а в поиске твердой хронологической…

Continue Reading... Повесть временных лет. О значении синтагмы «и до сего дни»
Posted in Статьи Этнография фольклора

Эпос в культуре коренного населения Австралии

  Ученые, именующие себя эпосоведами, «необъявленным мерилом» эпоса, в терминах Хайдеггера, считают «Илиаду» и «Одиссею». Это хорошо видно по высказыванию, датируемому 1832 годом: «Так как…

Continue Reading... Эпос в культуре коренного населения Австралии
Posted in Статьи Этнография фольклора

Кощей Бессмертный и его сказочная родословная. Послесловие к циклу «Где фольклорные мотивы «зимуют?»

  При сравнении фольклорных мотивов их нельзя классифицировать иначе, чем по принципу топологической эквивалентности. Например, в одной сказке герою, чтобы выбраться наверх, предлагается ухватиться не…

Continue Reading... Кощей Бессмертный и его сказочная родословная. Послесловие к циклу «Где фольклорные мотивы «зимуют?»
Posted in Статьи Этнография фольклора

Где фольклорные мотивы «зимуют»? (окончание)

  Как показывают две предыдущие части[1], метод выделения фольклорных мотивов в работах д.и.н. Ю.Е.Березкина подменяется применением археологической интуиции. Да и откуда у археолога д.и.н. Ю.Е.Березкина…

Continue Reading... Где фольклорные мотивы «зимуют»? (окончание)
Posted in Статьи Этнография фольклора

Где фольклорные мотивы «зимуют»? (продолжение)

См.начало: Где фольклорные мотивы «зимуют»? // ethnomanuscripts.ru, 9.08.2020 Продолжим разбор сказок ираноязычных народов под индексом ATU301, памятуя о четырех оставшихся мотивах по списку д.и.н. Ю.Е.Березкина….

Continue Reading... Где фольклорные мотивы «зимуют»? (продолжение)
Posted in Статьи Этнография фольклора

Где фольклорные мотивы «зимуют»?

  Как показывает практика, умение складывать слова на манер школьных сочинений на заданную тему не отменяет необходимости знания предмета исследования (фольклора) и законов логики[1]. Мотивы…

Continue Reading... Где фольклорные мотивы «зимуют»?
Posted in Очерки Этнография фольклора

Альтернативная фольклористика, или Как из обычного каталога сотворить «аналитический»?

  Что такое «аналитический каталог» д.и.н. Ю.Е.Березкина[1]? С точки зрения теории знаковых систем (семиотики), он совершает поистине детскую ошибку, идя путем замены знаков уже существующей,…

Continue Reading... Альтернативная фольклористика, или Как из обычного каталога сотворить «аналитический»?
Posted in Статьи Этнография фольклора

СКАЗКА – ПОВЕРЬЕ – АНТИСКАЗКА II

  Для проверки выводов, сделанных на предыдущем этапе исследования[1] проведем еще одно сравнение, сопоставив текст «Царевич и его жена сорокалетняя змея» с текстом «Яд шулмусихи…

Continue Reading... СКАЗКА – ПОВЕРЬЕ – АНТИСКАЗКА II
Posted in Статьи Этнография фольклора

СКАЗКА – ПОВЕРЬЕ – АНТИСКАЗКА I

  В статье независимого исследователя А.И.Бер-Глинки ставится вопрос о происхождении сюжета «The King and the Lamia» (ATU411), который сам автор относит к «наименее изученным сюжетам…

Continue Reading... СКАЗКА – ПОВЕРЬЕ – АНТИСКАЗКА I