Проблема соотношения мотифем и функций

Три цвета волшебной сказки

С момента выделения предмета исследования перед исследователями фольклора стоит задача создания собственного понятийного аппарата. Настоящая статья посвящена проблеме, выступающей в роли средства интерпретации теории трех главных (слово «главных» добавлено 3.12.2023. — ПБ) мотифем волшебной сказки. Как известно, Пропп при написании книги «Морфология сказки» (1928) постулировал необходимость исключить из научного оборота понятие мотива, заменив его понятием функции. Американский ученый Алан Дандис, будучи последователем Проппа, вернул термин «мотив», а термин «функция» просто заменил термином «мотифема», однако не уточнил сами понятия, довольствуясь номинальными определениями. Он также не обратил внимание на тот казус, что в книге Проппа термин «функция», фактически, выступает в качестве обозначения обобщенных мотивов, или, согласно Себеоку, в качестве результата «шаблонирования мотивов».

Все эти противоречия можно элиминировать путем введения двух понятий, двух теоретических объектов, «поступок (действие) одного действующего лица в отношении (против) другого действующего лица», который мы обозначим термином «мотив», и «пространство (значение), на которое проецируются определенные мотивы при сложении сказки», который мы обозначим термином «мотифема».

Скачать