Рубрика: Этнография фольклора
Изучение значения и структуры народных сказок, мифов и обрядов, раскрывающее их культурные функции и место в традиционных обществах.
Этнография PRO ET CONTRA литературоведение. Историческая морфология сказки — 3
Для того, чтобы более уверенно двигаться дальше в область исторической морфологии сказки[1], необходимо сделать небольшой экскурс в прошлое, кратко рассмотрев вопрос о весьма непростых…
Оборачивание мифа сказкой. Историческая морфология сказки – 2
В предыдущей статье на тему исторической морфологии[1], когда рассматривались особенности строения кумулятивных сказок, нами было упущено из виду то обстоятельство, что в своей более…
Робин Гуд и Красная Шапочка. Мотифемный анализ
Сравним французскую Le Petit Chaperon Rouge и английского Robin Hood, помня, что при сжатии текста мы делаем его не короче, но лишь беднее содержанием. Так…
Кумулятивные сказки. Историческая морфология сказки – 1
[Основные положения статьи изложены в докладе «Принцип кумуляции в построении сказок. Статика и динамика». Радловские чтения, МАЭ РАН. 2.03.2020.] Морфология фольклора не является чем-то исторически…
Параллельная фольклористика против непараллельной. Миф, обряд или кунстнаука?
[Предварительное замечание. Научное (общезначимое) предложение – это предложение, которое является решением научной задачи. Философская истина гласит: результат без его становления есть ничто. Например, вопрос…
Пластика мифа. Фабула и обряд
Можно сказать, пространство мифа повторяет пространство мужского дома таким, каким оно существует в представлении, и, наоборот, в пространство мужского дома уже включено знание мифа….
Китайская сказка Жених-змей. Морфология и поэтика
(Текст одноименного доклада на ежегодной конференции «Кюнеровские чтения». 27.01.2020, МАЭ (Кунсткамера) РАН) В предисловии к сборнику «Китайские народные сказки» (1972) Б.Л.Рифтин упоминает, что китайские фольклористы…
Дети лейтенанта Проппа. Часть II. Шедевры кунстнауки
А.Л.Баркова; «Женщина очень горевала по умершей дочке – это бывает с мамами! Она горевала так сильно, что дочка к ней вернулась. А это, между…
Морфология богатырской сказки VI. Где третья мотифема?
В этот раз мы сосредоточим внимание на сюжете «Спящая красавица», взяв за образец сказку братьев Гримм «Шиповничек» (Гримм 50). Причем здесь богатырские сказки, скажете…
Морфология богатырской сказки V. Мотифемная зависимость
Для того, чтобы доказать тезис о том, что сказка «Храбрый портняжка» (Гримм 20) является богатырской сказкой, её удобнее спроецировать сразу на две сказки –…