Спящая красавица, или Терновая ограда

 

       Тринадцатая ведунья
     Старушоночка в каморке
         Терновая ограда

Пользуясь старинными иллюстрациями как нарисованными мотивами можно изобразить сказку «Шиповничек» с помощью трех картинок, трех раскрашенных мотивов, или вершин графа сказки. Особенно интересна последняя иллюстрация как произведение трех мотивов, что отражает обрядность данной сказки. Лишнее свидетельство тому, что фольклор представляет собой изобразительное, а не словесное творчество: «искусство», или, по-немецки, Kunststück.

С другой стороны, три рисунка, помещенные на странице, можно рассматривать как цитаты из работ художников- иллюстраторов сборников сказок, вставленные в текст составленных нами подписей под ними. В этом ключе нами цитируются Эдмонд Дюлак («Красавица и чудовище и несколько других старофранцузских сказок», 1902) и Карл Оффердингер («Сказки Деда-Всеведа», 1902).

Перечислим мотивы, обозначения которых будут служить подписями к цитируемым иллюстрациям.

Мотив «тринадцатая ведунья, которую не пригласили, так как было только двенадцать золотых тарелочек, налагает на новорожденную королевну заклятье» (обозн.: тринадцатая ведунья, или двенадцать золотых тарелочек).

Мотив «старушоночка в каморке дает королевне последнее веретено, оставшееся в королевстве» (обозн. старушоночка в каморке, или заклятое веретено). 

Мотив «королевич отваживается пойти навстречу смерти, преодолевает терновую ограду и, поцеловав спящую красавицу, избавляет ее от векового сна» (обозн. спящая красавица, или терновая ограда).

Иллюстраторы сказок обычно выделяют мотив чудесного поцелуя, используя мотив терновой ограды лишь в качестве фона. Авторы иллюстраций также не смогли разглядеть мотив «старик пугает королевича гибелью в терновой ограде других королевичей, но юноша проявляет решимость взглянуть на спящую красавицу», поскольку это мотив не раскрашен, т.е. не имеет отличительного признака в виде волшебного предмета.

Всего в сказке «Шиповничек» пять главных мотивов. Два начальных являются заполнением предварительных ходов, а три следующих соответствуют трем мотифемам основного хода. Иллюстраторы, как и исследователи фольклора, следуя канонам изучения литературных произведений, «рисуют» только последний мотив, – мотив «королевич целует спящую красавицу, и она просыпается».

Мотив терновой ограды («тернового венца»)

В какой-то момент от логики и методологии волшебной сказки («философии сказки») мы переходим непосредственно к вопросам классификации и истории сказок. Для этого нам понадобится 2-я теорема Проппа. Согласно этой теореме классификация и история сказок равнозначна изучению их морфологии, или структуры.

В основе предстоящего исследования лежит электронная рукопись «Как сложить сказку. Перечитывая «Морфологию сказки» В.Я.Проппа» (ethnomanuscripts.ru, 30.07.2019), а также ряд других рукописных работ на данном сайте.

Мы начинаем свое исследование со сказки типа «Спящая красавица», а точнее, со сказки «Шиповничек» (Dornröschen) братьев Гримм, ибо ее принадлежность к устной традиции не вызывает сомнений. О сказке Шарля Перро, очень необычной по структуре и составу мотивов, мы поговорим позже в одном из следующих выпусков данной серии небольших статей под общим названием «Спящая красавица».

Анализ сказки «Шиповничек» с помощью мотифемных таблиц обнажает ее «исторические корни». Герой вызывается на бой чудовищем или исполином и в поединке одолевает его. Иначе говоря, перед нами богатырская сказка, обрамленная историей об исполнении заклятия (третий короткий ход) и историей волшебного поцелуя, избавляющего от заклятия (третья мотифема основного, четвертого хода). Срединным элементом, т.е. моментом перелома, или вершиной сказки, здесь является бой с терновой изгородью.

На фоне этого вывода можно сделать еще одно наблюдение. Любимые мотивы («функции») Проппа, недостачи и ликвидации недостачи, присущи именно эпосу. Мотив недостачи составляет начальную ситуацию, а мотив ликвидации недостачи – субмотифему возвращения. С этой точки зрения, схема сказки «Шиповничек», очень проста: заклятие и снятие заклятия.

Задним числом даем определение понятия короткого хода. Как пишет Пропп: «При определении двусказочности нельзя давать себя сбивать с толку очень короткими ходами. Особенно коротки ходы, включающие порчу посева и объявление войны… Теоретически воровство посева и поимка вора — совершенно отдельная сказка. Но такой ход большей частью ощущается, как вводный». Направление мысли Проппа понятно. С некоторыми коррективами понятие короткого хода можно дать следующим образом. Короткий ход – это расширение начальной ситуации, которое может иметь иерархический характер ввода новых свойств, или атрибутов, протагониста и новых персонажей, выступающих в значении атрибутов протагониста.

cкачать