О красавце Якуне и его золотом плаще. Термины одной теории

Предлагаемая статья «О красавце Якуне и его золотом плаще. Термины одной теории» имеет небольшую предысторию. В 2017 г. эта статья на не очень четких основаниях была отвергнута редколлегией одного уважаемого периодического издания. В частности, мне в очень мягкой, вежливой форме было указано, что лучше бы я занимался своей этнографией. Это замечание меня несколько удивило. Я искренне думал, что в своей статье именно этнографией я и занимаюсь, поскольку эта статья, по сути, является откликом на статью А.Ф.Литвиной и Ф.Б.Успенского, где авторы заявляют об открытии ранее неизвестного науке скандинавского обряда. А это чистой воды этнография. Однако на сайте ethnomanuscripts.ru эта статья один в один публикуется не для того, чтобы компенсировать какие-то комплексы по поводу пробела в моей личной библиографии. Напротив, читателю, если таковой найдется, предлагается покритиковать меня, т.е. найти ошибку в одном из действий при решении исторической загадки о Якуне и его золотой луде. Правильный ответ будет помещен в следующей статье. Даю подсказку: все дело в одной букве.

Кроме того, данная статья позволяет открыть целый цикл работ по дисциплине, которую я предлагаю называть этнографией Повести временных лет, так как не совсем понимаю что такое «этногеография» и зачем она нужна, если есть этнография и география. В нужном качестве этнография ПВЛ, безусловно, выступает в роли вспомогательной дисциплины по отношению к истории, но для того, чтобы эта роль была успешной, она должна найти себя в качестве самостоятельной отрасли этнографии. Сомнений в необходимости такой отдельной дисциплины быть не может. Наличие множества фольклорных и – шире – этнографических мотивов в ПВЛ давно уже стало общим местом, но дело не идет дальше поверхностных и ни к чему не обязывающих, с научной точки зрения, наблюдений. Между тем, ПВЛ – это сплошная этнография, имея в виду тот, кажется, плохо осознаваемый факт, что она является пока скорее этнографическим источником, чем историческим (≠ «ценный исторический и этнографический источник»). Только путем изучения именно в качестве этнографического источника становится возможным её превращение в настоящий исторический источник. Такова герменевтика ПВЛ и никаких других способов её понимания не существует. Понять – значит объяснить нечто при выполнении условия исключения толкований, т.е. досужих размышлений.

 

Скачать