Морфология волшебно-сказочных dramatis personae

9+1 волшебно-сказочных персонажей

Интересующимся вопросами изучения волшебной сказки, несомненно, известен постулат Проппа, согласно которому классическую волшебную сказку наряду с особым строением отличает подчиненность 7-ми персонажной схеме. В этом Пропп, как всегда, был интуитивно близок к истине. В данном случает истиной является положение о том, для волшебной сказки характерно наличие 9-ти обязательных персонажей, исключая из этого списка главного героя, протагониста, и волшебного помощника, являющегося его продолжением, «духом-двойником». Число персонажей соответствует числу субмотифем.

Исторически самым молодым является искомый персонаж, главным свойством которого отнюдь не является свойство предварительно «быть похищенным». Так, в сказке «Гуси-лебеди» похищенный мальчик является протагонистом, который всегда определяется тем, что выступает объектом вредительства.

Именно для искомого персонажа строится особый «дом» – третья мотифема узнавания, отсутствующая в первобытной сказке. Искомый персонаж – это как раз тот (он или она), кто узнает в главном герое победителя в широком смысле этого слова. В сказке «Сивко-бурко» царевна узнает героя по ширинке, в сказке «Золушка» принц узнает героиню по туфельке. Или еще проще. Она целует, он – искомый персонаж («Заклятый царевич»). Он целует, она – искомый персонаж («Спящая красавица»). Такова идеальная модель волшебной сказки.

Скачать