Морфология богатырской сказки III. Мотифемная размерность

 

Разбирая богатырские сказки, невозможно пропустить сказку «Никита Кожемяка» (Аф. 148). По внешнему виду, т.е. по характеру главного героя, обладающего исполинской силой, по форме мотивов и их взаимному расположению, это типично богатырская сказка, – сказка, развитие которой идет через бой со змеем, похитившим царевну.

Однако сюжетная линия этой сказки обрывается на самом интересном месте. Одержав победу над змеем, герой не женится на спасенной им царевне. В отличие от классической волшебной сказки не находим мы в ней и ложных героев, которые должны были бы оспаривать чужую победу. Отсюда отсутствие мотивов трудной задачи, которая в том и состоит, чтобы показать ложность притязаний соперников. Иначе говоря, по всем канонам перед нами не сказка, а былина, рассказанная с применением приемов сказочной поэтики.

Если судить по конечному результату и не обращать на некоторые детали, например, на отсутствие былинного мотива появления (соответствующего сказочному мотиву отлучки) мы должны классифицировать сказку «Никита Кожемяка» (Аф. 148) как двухмотифемное образование – богатырскую сказку по образцу сказки «Покатигорошек», (Аф.133). Об этом говорит и форма боя (потешного боя). В сущности, Никита Кожемяка и змей меряются, сначала силой, затем хитростью. Смерть змея – выигрыш Никиты Кожемяки.

Сравним две эти сказки по методу трех мотифем (см. рис.1), не забывая, что, с точки зрения поэтики, двухмотифемному нарративу «Покатигорошек» (Аф.133) придается трехмотифемный облик (былину в сказку только за счет материала самой былины не вытянешь)[1].

При таком максимальном сжатии текста выявляется двухмотифемная структура обоих нарративов, причем срединным моментом (мотивов) выступает не столько вооруженный поединок, сколько состязание в ловкости (вроде: кто кого перетянет, кто кого вытолкнет и т.п.). Как уже отмечалось, подобные потешные схватки (шуточные – нешуточные бои) – свидетельство древности происхождения повествований этого типа, когда в качестве шаблона используется первобытный эпос. Подтверждением этому служит сопоставление сказки «Никита Кожемяка» (Аф.148) со сказкой «Змей и цыган» (Аф.149), которая соседствует с ней в сборнике А.Н.Афанасьева. Ср. также сказку «Храбрый портняжка» (Гримм 20).

[1] Морфология богатырской сказки. I. Мотив, мотифема, ход // ethnomanuscripts.ru, с.5.

скачать