Кто такой виренун. Знахарь, шаман, главарь клана…

У австралийского народа юалаи в Юго-Восточной Австралии (данные начала XX в.) существовала особая категория людей, которых называли виренун. В отличие от обычных людей виренун обладал способностью управлять своим «духом-сновидением» («dream spirit») (Parker L. The Euahlayi Tribe. L., 1905. P.28). Это отличие отражалось в терминологии. «Дух-сновидение» обычного человека обозначался термином «дууви», виренуна – термином «мулли мулли». Упомянутое различие позволяет нам согласиться с мнением Л.Паркер, которая описывала виренунов как знахарей. (Можно добавить, что способность виренуна управлять, в глазах окружающих, своим «духом сновидением» подпадает под определение так называемого шаманского дара, если основываться на понятии шаманизма Мосса и Юбера, отождествивших шамана, или, в их собственной терминологии, мага, с индивидом, которого общество считало «способным отделять свою душу от тела. – Прим. 2019 года.)

С этим положением вроде бы согласуется и тот факт, что институт индивидуальных (значит, приобретаемых не по наследству, а на основе избранничества) тотемов юнбаи чаще всего ассоциируется с личностью виренуна. Юнбаи – это животное, которое выступает по отношению к индивиду в качестве его «демона». Сама Паркер довольно удачно характеризует это отношение следующим образом. Юнбаи есть некое подобие alter ego: дух человека находится в его юнбаи, и, наоборот, дух принадлежащего человеку юнбаи, находится в нем. По всем признакам, юнбаи можно сравнивать с духом-помощником знахаря. Так, по представлениям, аборигенов, виринун может принимать форму своего юнбаи. Один старый абориген даже рассказывал Паркер, будто может принимать «миниатюрную форму» курреа (крокодила).

Скачать