Где фольклорные мотивы «зимуют»? (окончание)

 

Как показывают две предыдущие части[1], метод выделения фольклорных мотивов в работах д.и.н. Ю.Е.Березкина подменяется применением археологической интуиции. Да и откуда у археолога д.и.н. Ю.Е.Березкина могло возникнуть тайное знание о том, что между двумя величинами – относительной древностью и частотой встречаемости и / или широтой распространения мотивов – существует действительная взаимосвязь? Если бы это было так, с проблемой этнической привязки археологических культур («ареалов») при наличии возможности стратиграфической датировки артефактов («мотивов») было бы давным-давно покончено.

Неестественному отбору мотивов д.и.н. Ю.Е.Березкина можно противопоставить метод трех больших мотифем как форму развития метода функций Проппа. Образно говоря, метод трех больших мотифем, или двадцати семи малых мотифем (3 делим на 3 – получаем 9 долей, 9 делим на 3 – получаем 27 наименьших долей) есть, в конечном результате, вывернутый наизнанку, правда, с «прокалыванием» метод 31 функции,

С помощью мотифемной сетки мы фиксируем, как бы делаем мгновенный снимок снующих перед глазами мотивов разных сказок и тем самым делаем сказки сравнимыми, т.е. приводим их к сопоставимому виду, причем не только относительно сказок, но и всех других видов фольклора. Тем более, что Пропп со сноровкой сказочной мачехи изгоняет из книги «Морфология сказки» (1928) понятие мотива, но вынужден в той же книге неоднократно обращаться к нему под иным именами, например, «момента». Что ни говори, но это – торжество гонимого.

В книге «Исторические корни волшебной сказки» (1946) понятие мотива возвращается к жизни, по крайней мере, на стадии спрыскивания мертвой водой. В этом смысле показателен пассаж, предваряющий раздел «Трудные задачи». 

Как пишет Пропп: «Мы переходим теперь к другой функции царевны. Раньше, чем вступить в брак, она испытывает жениха, задавая ему различные трудные задачи. Мотив «трудных задач» – один из самых распространенных в сказке. Но надо сказать, что по вопросу о том, что такое «трудная задача», в литературе нет полной ясности. Если баба-яга задает девушке задачу выбрать мак из земли, то это то же может быть названо трудной задачей. Во избежание путаницы в терминологии нужно оговорить, что здесь под «трудными задачами» будут подразумеваться только такие задачи, которые стоят в связи со сватовством, а не с передачей волшебного средства. Есть случаи, когда задаванье трудных задач, хотя и не стоит в прямой связи со сватовством, но связь эта из сравнений легко может быть установлена (курсив мной. – ПБ[2].

Вероятно, здесь Пропп, должен был сказать, что данная функция царевны состоит в задавании жениху трудных задач, связанных со сватовством, и такие задачи составляют особую группу мотивов.  

В «Морфологии сказки» Пропп задает понятие мотива, т.е. сказочного действия, «трудная задача» не свойством, а списком «случаев», причем сам мотив называет «функцией», а то, что ему следовало бы называть функцией, обозначает термином «определение (функции)»[3].

Отсюда возникает противоречие, которую он пытается разрешить с помощью понятия «двойного морфологического значения одной функции» (на самом деле, тройного etc. – ПБ), или «ассимиляцией способов исполнения функций»[4],  указывая, что «Трудные задачи представляют собой наиболее благодарную область для самых разнообразных ассимиляций»[5]. В качестве примеров такой ассимиляции Пропп приводит случаи, которые можно назвать трудными задачами в связи с вредительством и трудными задачами в связи с испытанием (подвигом)[6]. Казалось бы, это предложение снимает упомянутое противоречие.

[1] Где фольклорные мотивы «зимуют»? // ethnomanuscripts.ru, 9.08.2020; Где фольклорные мотивы «зимуют»? (продолжение) // ethnomanuscripts.ru, 22.08.2020.

[2] Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1986, с.303-304.

[3] Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969, с.56-57.

[4] Там же, с.60.

[5] Там же, с.62.

[6] Там же, с.61-62.

Errata: на стр. 2, 6 абзац сверху: «проецирование трехмерного пространства на двухмерное пространства». Должно быть: проецирование трехмерного пространства на двухмерное пространство».

скачать