Этнография PRO ET CONTRA литературоведение. Историческая морфология сказки — 3

 

Для того, чтобы более уверенно двигаться дальше в область исторической морфологии сказки[1], необходимо сделать небольшой экскурс в прошлое, кратко рассмотрев вопрос о весьма непростых отношениях между этнографией и литературоведением.

В свое время мне уже приходилось касаться темы «литературоведческой контроверзы»[2] (по аналогии с так называемой австралийской контроверзой: что первично, матрилинейность или патрилинейность). Особенно остро эта тема звучит в связи с ранними пересказами фольклора в литературе и именно по поводу морфологии.

Как бы мы ни упражнялись в логике, пытаясь ответить на вопрос, кто ближе к традиции, Шарль Перро или братья Гримм, результат в виде некоторого научного предложения не может быть получен по очень простой причине: находится он в области эмпирических фактов, а нам говорят, что фактов, когда речь идет, например, о сказке «Красная шапочка», только два: вариант Шарля Перро и вариант братьев Гримм. Круг замыкается.

Выйти из этого круга можно, задав один простой вопрос: почему только два факта? Ведь собиранием сказок во Франции занимались и после Шарля Перро. Действительно, тот же сборник «Французские народные сказки» 1959 г. основан на переводах сказок выбранных из множества собраний, созданных во Франции в конце XIX в. Может быть, там и надо искать подлинную сказку «Красная шапочка»?     

Господствующая теория запрещает нам это делать. В вводной статье упомянутого сборника специально оговаривается, что в него не были включены сказки известные в литературной обработке (имеются в виду сказки Шарля Перро) и сказки, вновь возникшие на основе литературных вариантов[3]. Исключение было сделано только для сказки «Синяя борода» на том основании, что она существенно расходится с вариантом Перро.

 Что же это за теория, которая ставит «позднейшие фольклорные записи» ниже сказок Перро, уверенно утверждая, что эти варианты возникли не иначе, как в форме, приданной французским писателем? Откуда это известно?

[1] Оборачивание мифа сказкой. Разыскания в области исторической морфологии сказки – 2 // ethnomanuscripts.ru.

[2] Белков П.Л. Этнография и филология. Существует ли наука о фольклоре // Этнос и мифология. СПб., 2009, с.142-156.

[3] Лопарева Е.А. Французская народная сказка // Французские народные сказки. М., 1959, с. XXVI.

скачать